Cabal" - как много в этом слове для сердца геймера слилось... Для современных игроков оно созвучно лишь с именем героя из игры "Mortal Kombat 3", но в игровой индустрии этот набор букв начал использоваться намного ранее, причем весьма и весьма успешно.
Давайте вернемся в середину 80-х: набирающие популярность боевики заполонили пункты видеопрокатов, вытесняя вестерны, каратистов и ниндзя на периферию. Качки с автоматами, часто в зелёных беретах или налобных повязках, бегают по джунглям и отстреливают всех, кого не лень. Здоровское время, любой мальчишка, заставший этот период, обязательно мечтал стать таким же большим и храбрым, как Арнольд Шварценеггер в фильме "Commando", или, на худой конец, пронырливым, но не менее героическим, Рэмбо. Рынок видеоигровой индустрии взорвался в этот период многочисленными стрелялками на подобную тему. О боевиках "Commando", "Mercs", "Gun.Smoke", "Who Dares Wins", "Ikari Warriors", "Rambo: First Blood Part II", "Jackal", "Heavy Barrel", "Trax" и многих других стоило бы поговорить отдельно, эти игры очень милы сердцу, но о них - в другой раз. Сегодня же мы рассмотрим одну из первых стрелялок с видом сзади. В отличии от шутеров с видом от первого лица, здесь упор делается на управление прицелом в то время как боец сам двигается влево или вправо, в зависимости от направления стрельбы. Причём, когда зажата кнопка стрельбы, боец стоит как вкопанный - это прибавляет трудностей и игрового азарта (справедливо для игрового автомата).
Громкий аркадный хит "Cabal" в 1988 году разработала TAD Corporation - это была первая игра компании, которая в итоге стала лучшей за всю ее историю. Распространением игровых автоматов занимались: Taito Corporation в Японии, а также Fabtek в Северной Америке и Европе. Геймплей, по сути, тот же виртуальный тир с движущимися и атакующими противниками, а также разрушающимися фонами. До этого времени виртуальные тиры тоже существовали, но при этом вычислялось расстояние вражеского снаряда до игрока, а весь экран являлся зоной поражения. Главное отличие "Cabal" от ранее вышедших стрелялок: боец, которого могут убить, находится перед нами и бегает по экрану вслед за прицелом. Это повышает игровой азарт, так как нужно не только стрелять, но ещё и следить, чтобы вас случайно не отправили на тот свет. К тому же, играть можно было и одновременно вдвоём, весело разнося вражеские военные базы в пух и прах. В распоряжении игрока имеется неограниченное количество патронов и ограниченное число гранат, а в нижней части экрана есть полоса, отсчитывающая количество оставшихся противников. Как только мы убиваем нужное количество врагов, все здания обваливаются, и игра переходит на новую стадию. Всего в игре 5 уровней по 4 стадии (экрана) в каждом. После прохождения каждой 4-ой стадии начинается бой с массивным боссом.
Из противников и строений можно "выбивать" призы в виде дополнительных очков, гранат, очень эффективного пулемёта или автоматической винтовки с широким радиусом поражения. Можно выбрать стратегию тотального уничтожения, разрушая все постройки, или на время оставить какие-то из них в качестве щита.
Единственный момент, критикуемый многими игроками - это битва с боссом. В случае гибели придётся весь бой начинать сначала. Правда, при игре вдвоём, если союзник жив, рестарта не произойдёт.
О сюжете игры до NES версии известно мало, да и нужен ли он? Однако позже мы узнаём следующее: D.R.A.T. (Ужасная Республика Объединённых Террористов) затеяла серию террористических актов по всему миру, и лишь один доброволец вызвался, чтобы уничтожить все лагеря негодяев.
Подробности по версиям для разных платформ:
1). Arcade (1988): На первых машинах управление производилось трекболами, которые потом заменили полноценными джойстиками. В процессе геймплея нет музыки, зато имеется отличное управление, а при гибели боец кричит.
2). PC (DOS, 1988): в игре 4-х цветная CGA палитра, причём она с холодными оттенками. В остальном нареканий нет. Музыка в процессе геймплея, разные заставочки, графика на уровне системы Commodore 64. В общем, за эту версию ставим Capcom зачёт.
3). Amiga (Ocean, 1989): Версия игры, превзошедшая оригинал. Крутая музыка, графа, заставки, искромётный геймплей. Запускалась на Atari 500+. Чтобы бросить гранату, надо нажать "вниз" во время стрельбы.
4). Atari ST (Ocean, 1989): В целом, похожа на амиговский вариант, правда, мне он показался чуть похуже, вероятно, не настроил скорость процессора как надо. Зато после загрузки дисковод уже не дёргается.
5). Commodore 64 (1989): Над этой игрой работала компания "Special FX", издатели "Ocean" и "The Hit Squad". Сначала грузимся с одной стороны кассеты, слушаем клёвую музыку, смотрим заставки. Потом грузим со второй стороны. Игра выполнена на хорошем уровне, видео подсистема задействована на 150%, геймплей достаточно быстрый и трудный. В конце каждого уровня боец не скачет как козёл, а спокойно идёт вправо. В 1990 году на основе этой версии был выпущен даже официальный хак, визуально крайне интересный.
6). ZX Spectrum (1988): Отличная стрелялка от "Ocean" ("Special FX"). Спекки тут выкладывается по-полной, даже музыка в заставке что надо. Для 128-й машины реализован режим демонстрации, и не надо подгружаться. Сложность запредельная. Есть потрясный ремейк для General Sound с громоподобной музыкой, голосами и другими качественными звуковыми эффектами.
7). Amstrad CPC (1989): Очень слабая реализация от "Ocean" ("Special FX"), заторможенная, мрачная, худшая из всех версий. Порадовала только музыка в заставке.
8). NES (июнь 1990): Если говорить в целом, то реализация очень приличная, нарекания в основном к управлению - оно не такое отзывчивое, как хотелось бы. Чтобы запустить гранату надо нажать кнопку A, а чтобы стрелять - зажать её (ЗАЧЕМ??? есть же кнопка B!!!). Геймплей не такой быстрый, музыка монотонная, графика блочная, упрощённая, но прорисовка хорошая. К тому же, наш герой здорово анимирован. Разработчик - легендарная "Rare Ltd.", издатель Milton Bradley.
9)/ Версия для Atari Lynx должна была выйти в апреле 1992 года, но увы, на CES показали лишь демку, игра в разработке не продвинулась дальше альфа-версии, и в сети недоступна для закачки и эмуляци.
Подводя итог, можно сказать, что из 8-ми биток пальму первенства держит реализация для Commodore 64. А самая лучшая вариация "Cabal" - естественно, для Амиги. "Cabal" встретили на ура, игра получила множество наград и отзывов, так что уже в 1990 году последовал сиквел "Blood Bros.", правда, на тему дикого Запада.
Как известно, отличная игра порождает волну клонов. Назову такие как "Dynamite Duke", "Punisher", "NAM-1975", "Double Hawk", "Wild Guns", "Untouchables". Из современных отмечу: "Sin & Punishment", "Charge 'n Blast", "Shoot", "Little Red Riding Hood's Zombie BBQ", "Zombie Panic in Wonderland". Описание: Leonis, omonim2007.